Гений мужского портрета


Художник Юй Гуаншэн и главный редактор журнала "Россия и Китай" Владимир Бережных

"РиК": Уважаемый Юй Гуаншэн, расскажите, пожалуйста, самое главное о себе: где и когда родились, кто родители, учились ли Вы на художника или нет?

Юй Гуаншэн: Меня зовут Юй Гуаншэн. Я родился в январе 1960 года в Куаньдянь-Маньчжурском автономном уезде провинции Ляонин. Еще когда я был маленьким, наша семья переехала в уезд Лобэй провинции Хэйлунцзян, прямо к самой границе с Россией. В молодые годы я переехал на Хайнань. После – в Пекин. Сначала ходил в начальную школу, потом в среднюю. Во время учебы в университете начал одновременно преподавать, после служил кадровым работником в провинциальных государственных органах, поработал также в исследовательском институте и в некоторых других организациях. Так постепенно дорос и до руководящих должностей.

Родители у меня были простые крестьяне.

У меня нет профильного образования. Ни институт изобразительного искусства, ни какую-либо академию художеств я не посещал. Я полностью самоучка. В основном читал только специализированные журналы по искусству, на страницах которых писали о творчестве китайских и зарубежных художников. Смотрел на нарисованные ими картины, так и учился понемногу понимать искусство.   


Портрет В. Бережных работы Юй Гуаншэня

"РиК": В России сначала о Вас узнали  благодаря прекрасному портрету нашего главного редактора Владимира Бережных, мастерски исполненному Вами. Потом в России стали также известны и другие ваши работы – портреты Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Лао Цзы, Владимира Путина. Можно ли сказать, что Вы как художник  в первую очередь мастер портрета?

Юй Гуаншэн: На самом деле, я не специально пишу только портреты. Есть у меня животные, натюрморты и пейзажи. Я все рисую - конкретные и абстрактные предметы. Пишу, в основном, в стиле пуантилизма либо маслом. Люблю также и китайскую национальную живопись - гохуа, даже контурные работы у меня есть. Лично мне нравится писать на глубокие философские темы.

"РиК": Как Вам удается добиваться такого сходства портрета с оригиналом? Вы используете в своей работе фотоаппарат или только зрительную память и творческое воображение?!.. Ведь нельзя же было сфотографировать, например, Лао Цзы, портрет которого в Китае и в России, насколько мне известно, признан каноническим?

Юй Гуаншэн: Мой основной принцип для создания портретов - портрет должен быть не только близким к реальности, он также должен выражать внутренний мир героя, его чувства и переживания. Художник должен передать зрителю, каков характер и темперамент изображенного на картине персонажа. Таким образом, главная задача художника заключается в том, чтобы отразить на картине духовный мир человека, который кроется за его внешностью.

Нужно уметь выбирать главную информацию. Понять сущность человека в общих чертах, думаю, ни для кого не составляет особого труда. Но стоит только чертам лица немного поменяться, как эти незначительные перемены во внешности человека очень легко не заметить. Но именно они, подчеркиваю, во многом впоследствии определяют качество созданного портрета.

Субъективный взгляд помогает сделать художественную обработку. Например, рассмотрим «Портрет Путина». Правая сторона его лица освещена, поэтому цвет глубже, что производит на зрителя более сильное визуальное воздействие. При этом, я постарался сделать менее глубокими по цвету другие области, выделив глаза, губы, нос, брови и пр. Глубина цвета и вырисовка деталей очень точно может передавать чувства человека. Теперь рассмотрим детальнее правый глаз и правый уголок рта. Из-за тени четкие мелкие детали в данной области сначала не проглядывались. Но потом я намеренно добавил четкости и глубины линиям в этом месте с тем, чтобы еще больше подчеркнуть характер изображенной личности. Это и есть искусство, имеющее свои корни в реальности. 

Портретная живопись требует воображения, наблюдательности, импровизации, а также возможности точного воспроизведения фотографии. В результате этого, приходится прибегать ко всему выше сказанному либо лишь к некоторой части упомянутого.

По поводу точности воспроизведения портрета Лао-цзы. Мне, разумеется, не приходилось ни встречать, ни писать Лао-цзы с фотографии. Но я проделал определенную работу с рядом исторических источников, сделал физиогномический анализ для того, чтобы понять отличительные черты его личности. К счастью, картина была в итоге признана канонической во многих государствах мира, став, своего рода, эталоном внешности Лао-цзы.


Портрет В. Путина работы Юй Гуаншэня

"РиК": Нам известны только мужские портреты, выполненные Вами! Поэтому даже статью про Вас мы решили назвать «Гений мужского портрета». А женщин Вы не пишите принципиально или нам просто неизвестны такие Ваши работы?

Юй Гуаншэн: На самом деле, я рисую всех от мала до велика: женщин, мужчин, великих гениев и просто обычных людей. 

"РиК": Чей портрет Вам бы хотелось написать, но пока не получилось, не сложилось?

Юй Гуаншэн: Мне нравится писать совершенных мудрецов, руководителей, тех, на ком лежит огромная социальная ответственность по удовлетворению запросов общества. Например, говоря про Лао-цзы. До меня никто не писал его достоверный портрет. Путем проведения исследований в соответствующих структурах мне, в конце концов, удалось нарисовать высокоточный портрет древнекитайского философа, который в итоге еще и признали каноническим. Что касается Мао Цзэдуна. Есть очень известная фотография этого китайского лидера под названием «Мао Цзэдун в северной части Шэньси». Сразу скажу, что не лучший портрет в мире, потому что в работе имелся целый ряд ошибок, включая непосредственно и самого Мао. Разумеется, что все художники, пишущие на основе данной работы, также пишут неверно. В связи с этим, я решил, что нужно было написать высокоточный портрет лидера, единственный в мире, который восстанавливали по специальной исторической документации. В мои планы входит создание и портретов других лидеров новой истории Китая, а также портретов древних мудрецов Китая.  

Юй Гуаншэн "В канун Нового года"

"РиК": Насколько мне известно, Вы уже несколько раз после знакомства с Владимиром Бережных побывали в России. Расскажите, пожалуйста, об этом, о своих впечатлениях.

Юй Гуаншэн: Русские очень настойчивы и упорны в достижении целей. К примеру, главный редактор журнала. Не говорит по-китайски, работников у него тоже немного, доход весьма умеренный, тем не менее, он все равно продолжает заниматься своими двумя журналами. Создав два журнала, он стал довольно влиятельным и видным человеком в области российско-китайских отношений, принял даже участие в 19 съезде КПК. Мне кажется, что этот пример ярко иллюстрирует упорство русских.

Русские очень ответственно относятся к вопросам охраны окружающей среды. Я, еще будучи в самолете, уже смог увидеть огромные российские лесные массивы, реки, поля. Видел, как крестьяне занимаются мелиорацией, вырубкой лесов и прочим, но при всем при этом им как-то удается сохранить растительность в стране. Это касается также зоны аэропорта и дороги в город. Действительно, в России как будто везде ощущается свежесть воздуха. Даже в городе все те искусственно высаженные деревья, они тоже придают местности очень красивый и натуральный вид. 

Русские очень открытые, и, при этом, они также очень осмотрительные. Приведу пример, как математический факультет Северо-Восточного федерального университета для нас организовывал семинар. Даже когда они были с чем-то не согласны, они все равно не были заносчивыми и безапелляционными. Лучшая команда этого университета  наоборот специально организовала рассмотрение вопроса с тем, чтобы выслушать противоположное мнение. В то время, когда они были согласны с чем-то, они приводили в доказательство факты. Прежде всего для того, чтобы недвусмысленно и четко показать свою правоту. Этот пример, в частности, олицетворяет добросовестный и скрупулезный подход российских математиков к решению вопросов.  

Русские очень уважают своих народных героев. Например, гостиница, где мы жили в Якутии, и та была названа в честь героя. В московском метро, а также в ряду других общественных мест тоже всегда можно встретить памятники народным героям.

Почетные руководители. В самых разных государственных органах в России можно увидеть на стене портрет Президента страны. 

Русские придают большое значение традициям и хранят свою национальную культуру. Русские очень доброжелательно принимают гостей. Эта традиция в России сохранилась и передается еще с древних времен.

"РиК": Только что Вы рассказали о своих поездках в Якутию, можно сказать – почти за Полярный круг! Но ведь буквально на днях Вы вернулись с другого полюса – полюса жары, а точнее, государства Оман на Аравийском полуострове! Как Вы туда попали и что можете сказать об этой стране?

Юй Гуаншэн: Чем дальше земли друг от друга, тем больше между ними различий: культурных, исторических и прочих. Однако вместе с этим открываются большие возможности для взаимодополняемости культурного и исторического пласта этих стран. Это как в физике, где противоположности притягиваются. Так и меня привлекают далекие и непохожие на Китай страны. 

Я поехал в Оман, на самом деле, по бизнесу и для установления с потенциальными партнерами каких-то начальных культурных связей.

В Омане очень хорошо организован общественный порядок. Например, в столице страны в городе Маскат на торговых улицах примерно 95% магазинов не запирают двери. В городских кварталах вообще двери не закрывают. Но, справедливости ради, отмечу, что кражи все же случаются.

В Омане очень хорошее качество товаров по умеренным ценам. Если покупаешь финики в упаковке, например, то она полная на самом деле.


Юй Гуаншэн "Женщина народности ли"

"РиК": Расскажите о Ваших ближайших творческих планах.

Юй Гуаншэн: Что касается меня, то я всегда занят творчеством, планами проектов, маркетингом, искусством, это все идет в одной связке у меня, все важно.

Художественное творчество. Как раз сейчас активно идет процесс подготовки к написанию портрета лидера Китая, а также китайского мудреца. Время завершения пока что не определено, но я не гонюсь за скоростью. Картина получит мировую известность скорее в том случае, если на ней получится тонко передать моральные качества изображенного персонажа.

Мероприятия, посвященные культуре и искусству. Тема участия сейчас находится в фазе активного обсуждения. Во второй половине года планирую провести свои выставки в странах Европы и в США. Помимо этого, хочу также принять участие в общей выставке, на которой будут представлены работы исключительно в жанре гохуа. Ну и далее, в планах также участие в целом ряде других мероприятий, посвященных продвижению китайской традиционной и современной культуры.  

Творчество и Бизнес. Планирую заниматься мебельным направлением, развивать рынок креативной мебели Китая с тем, чтобы постепенно сделать ее доступной для среднего класса населения. Планирую этим проектом удовлетворить уже существующий на рынке спрос и принести, таким образом,  пользу народу.   

"РиК": Спасибо за интервью!

 

 

Журнал "Россия и Китай"
Марина Белькова